Посвящается Мастеру - моему отцу,
учителю и другу - художнику,
романтику и настоящему волшебнику
Михаилу Ивановичу Вдовину.
Эта удивительная история началась в 1980 году. Мне тогда было десять лет. Я заняла первое место в смотре-конкурсе "Умелые руки", и меня наградили путёвкой в Артек. В АРТЕК! Тот, кто родился в СССР и успел хоть немного поучиться в СОВЕТСКОЙ школе, конечно, понимает, что это значит. А для тех, кто родился позже, поясню. Артек - это пионерский лагерь. Но необычный. Совсем необычный! Туда направлялись те ребята, которые сумели в чём-то отличиться - в учёбе, в спорте, в творчестве. Или же те, кому удалось совершить какое-то особенно доброе дело. Простите за "телеграфный стиль": я могла бы сказать более образно и эмоционально, но, боюсь, что с моей стороны это выглядело бы хвастовством. И, тем не менее, Артек был заветной мечтой каждого советского школьника. А на ребят, которым посчастливилось там побывать, смотрели почти как на космонавтов.
Итак, меня наградили путёвкой в Артек! Конечно же, я была счастлива. И сразу начала собираться. Не в смысле чемоданов, а в смысле душевных устремлений. Папа (к сожалению, он уже покинул этот мир) очень поддерживал мой энтузиазм - радовался и мечтал вместе со мной. Почитав об Артеке и артековских традициях, я "загорелась" ещё сильней. И на этой волне сочинила "Песню об Аю-Даге". (Для тех, кто не успел родиться в СССР, ещё одно пояснение. Аю-Даг или Медведь-Гора - это знаменитая гора, у подножия которой находится Артек. Она похожа на исполинского медведя, приникшего к морю, чтобы напиться воды.)
Папе эта песня очень понравилась (хотя к моему творчеству он всегда относился критически - никогда не хвалил, если хвалить было не за что). И он мечтал, что я научу этой песне своих новых друзей в Артеке, и что мы будем, все вместе, петь её у костра. Но, увы, поездка не состоялась - врачи мне категорически запретили. На этом, собственно, всё тогда и закончилось.
Потом, уже в две тысячи восьмом, мне пришло в голову "отгородить" здесь, в "Саду", небольшой "участочек" и поместить туда самые достойные образцы своего детского творчества. В том числе и слова "Песни об Аю-Даге". И на этом - снова "всё".
Но вдруг, в конце января 2012 года, мне пришло письмо. Замечательный человек Александр Чернышов - мой ровесник, которому довелось побывать в Артеке в 1984 году, и который сейчас увлёкся созданием истории артековской песни - случайно нашёл в инете мой старый текст. И очень заинтересовался им и его автором. Прислал мне, как "Голове Садовой", письмо с вопросами. Ну а коль скоро "Голова" оказалась, как раз, тем самым автором, ответы он получил незамедлительно. Правда, Александр был уверен, что автор песни побывал в Артеке, потому что "откуда же тогда такое хорошее знание артековских традиций?" Я попыталась его разочаровать - тем, что и в Артеке не была, и песня моя, стало быть, артековской не является, так как до Артека не доехала. Но он не слишком разочаровался, поскольку в его архивах есть и такие песни, которые, так или иначе, посвящены Артеку. Однако, моя песня показалась ему такой интересной, что он захотел дать ей реальную артековскую жизнь. Поэтому появились очередные вопросы - насчёт того, сочинила ли я тогда и музыку, и, - если сочинила, - есть ли у меня ноты. Музыку я, действительно, сочинила. И прекрасно её помню (знающие меня в этом не усомнятся). Но записи нот, конечно, нет. (Точней, когда-то она была, но тот листок давно потерялся. Говорят, что два переезда равны одному пожару. А у меня переездов было шестнадцать. А записать снова... Увы - но знания, которые не используются, имеют обыкновение улетучиваться почти бесследно. Когда-то я решила, что гораздо удобней и быстрее "фиксировать" мелодии с помощью магнитофона - и вот результат...). Но я сказала Александру, что попробую наиграть-напеть эту песню и прислать ему файлы - просто для того, чтобы он получил представление о мелодии. Но, как оказалось, "фонограмма - тоже неплохо". Потому что в Артеке есть прекрасный специалист - Евгений Семёнович Кочегаров, ныне действующий и один из легендарных музыкальных руководителей Артека, работающий там с 1973 года - который сам запишет музыку с фонограммы.
Наиграла, напела. Поместился только куплет с припевом - у меня нет программы, позволяющей записывать больше минуты. И качество вышло скверное - по воздуху через старенький микрофон. Но решила, что отослать вполне можно, потому что мелодия
прослушивается, а задача ведь именно в этом. Отослала. И получила в ответ много добрых искренних слов - и в адрес меня десятилетней, и в адрес меня нынешней. И даже в адрес своего пения - не смотря на то, что уже давно, из-за болезни, я потеряла певческий голос, и лет пятнадцать не пела нигде, кроме своего дома.
И вот - Александр прислал мне ноты, записанные Евгением Семёновичем с моей фонограммы!
Так моя "Песня об Аю-Даге", написанная тридцать два года назад, попала в Артек, чтобы - как и мечтал папа - зазвучать у артековского костра. Я не могу назвать себя атеисткой и, поэтому, уверена: папа смотрит на меня, и радуется вместе со мной. И, вместе со мной, желает счастья двум чудесным людям, настоящим артековским подвижникам - Евгению Кочегарову и Александру Чернышову. И вместе со мной благодарит их за сбывшуюся мечту!
P. S., адресованный, в первую очередь, бывшим советским школьникам. Да, друзья, Артек жив! За эти годы в его работе произошло немало изменений, но во многом он остаётся всё тем же Артеком, о котором мы с вами мечтали, когда были детьми. Я очень рада за тех из вас, для кого мечта об Артеке, в своё время, стала реальностью. А вы - порадуйтесь за меня!
2012 год, Ростов-на-Дону