Роман Брэма Стокера "Дракула", вышедший в 1897 году, представляет собой
особенную ценность не столько с литературной, сколько с прикладной точки
зрения, так как именно с него начался современный миф о вампире. Правда
до этого были рассказ "Вампир", написанный в 1819 году Джоном Полидори,
бульварный роман "Вампир Варни" Томаса Преста и Джеймса Малькольма Раймера,
многочисленные продолжения которого печатались в 40-хх годах ХIХ века, и
новелла Шеридана ле Фэню "Кармилла", опубликованная в 1872 году. Но всё же
основой современных представлений о вампирах является "Дракула" Стокера,
поскольку все, кто писал о вампирах после него, так или иначе, черпали и
черпают именно из этого источника. Особенно неподражаемая Энн Райс.
Миф о вампире, бесспорно, самый уникальный из всех, что были когда-либо
созданы. Ему столько же лет, сколько и человечеству. Но, в отличие от других
мифов, он продолжает развиваться. Из произведений, которые предшествовали
"Дракуле" (Полидори, Преста/Раймера и ле Фэню) Стокер извлёк только
идею о том, что вампир может иметь вид светского человека. Поэтому можно с
полным правом утверждать, что все представления о вампирах, которые мы имеем
на сегодняшний день, пришли из стокеровского "Дракулы".
Самым характерным является то, что современный миф о вампире постепенно
упрощается. Вампиры очеловечиваются, утрачивают некоторые из своих
сверхъестественных качеств. Вероятно, это происходит потому, что человек
подсознательно стремится приблизиться к тому идеалу, которым для него
является вампир.
Каждый, кто берётся писать (или снимать фильмы) о вампирах, имеет шанс
внести свою лепту в развитие мифа. Но приживается далеко не всё. Например,
была частично принята идея Стокера о том, что вампир может выходить днём. В
частности, солнечного света не боятся вампиры Марка Бернелла и Брайана
Ламли. А клыки, ставшие неизменным атрибутом вампира - чисто
кинематографическая находка: в 1958 году их впервые продемонсторировал с
телеэкрана Кристофер Ли в роли Дракулы.
А вот идея ле Фэню о том, что вампир может прожить столько жизней, сколько
анаграмм составляется из его имени - канула в Лету. Очевидно, это произошло
из-за того, что каждый пишущий применяет различные идеи к себе. Ясно, что
вампиру по имени Шеридан ле Фэню суждена долгая жизнь. А у вампира,
которого зовут Брэм Стокер - шансов было бы гораздо меньше. Вампир же по
имени Энн Райс, как говорится, и пожить не успеет.
...................................
В обиходе принято употреблять слова вампир, упырь и вурдалак в качестве
синонимов. Однако, проведённый мною анализ многочисленных литературных и
кинематографических произведений выявляет ошибочность этих представлений.
Классификация, составленная на основе современного мифа о вампире
позволяет провести чёткую грань между этими тремя понятиями.
ВАМПИР - высокоорганизованное, разумное, нетленное существо. Питается
вампир исключительно живой кровью. Стать вампиром можно только в результате
добровольного обмена кровью между вампиром и потенциальным вампиром.
Наглядное представление о вампирах можно получить, посмотрев фильм "Интервью
с вампиром", снятый по одноимённому роману Энн Райс.
УПЫРЬ - тленное (хотя и медленно разлагающееся), примитивное существо. Им
движут всего два инстинкта - голода и самосохранения. Упырь питается кровью,
но не только живой: он может пить и кровь трупов. "Упыризм" передаётся
укусом, как бешенство.
Упыри показаны в фильме Квентина Тарантино "От заката до рассвета".
ВУРДАЛАК - тленен, примитивен. Как и упырь, обладает всего двумя
инстинктами - голода и самосохранения. "Размножается" укусом. Но питается
не кровью, а плотью - живой или мёртвой.
Сущность вурдалаков продемонстрирована в фильме Джорджа Ромеро "Ночь живых
мертвецов". (То, что там ошибочно называется "зомби", на самом деле является
типичными вурдалаками.)
..................................
Современный миф о вампире основывается на трёх наиболее распространённых
концепциях вампиризма.
Первой (как по значимости, так и по времени возникновения) является
МИСТИЧЕСКАЯ концепция, суть которой в том, что вампир - сверхъестественное
существо, получившее свои способности в момент превращения из человека в
вампира. "Дракула" Брэма Стокера - один из наиболее ранних примеров,
иллюстрирующих мистическую концепцию вампиризма. Наиболее яркими
последовательницами Стокера и данной концепции являются Энн Райс ("Хроники
вампира") и Барбара Хэмбли ("Те, кто охотится в ночи").
Вторая (более молодая, и не получившая большого распространения) -
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ концепция заключается в том, что внутрь человека проникает
некий, как правило, неземного происхождения, паразит (собственно,
и являющийся вампиром) и постепенно перестраивает организм и психику
носителя в соответствии со своими потребностями. Ведущий писатель,
разрабатывающий данную концепцию - Брайан Ламли (цикл романов "Некроскоп").
Третья (самая современная, и наименее популярная) концепция -
МЕДИЦИНСКАЯ, рассматривающая вампиризм как болезнь крови. Этой концепции
придерживаются такие авторы как Дэн Симмонс ("Дети ночи") и Шон Хатсон
("Эребус").