ЧАСТЬ ПЯТНАДЦАТАЯ  


1


Лексс был очень расстроен тем, как закончился его "именной" сериал:

- Линуленька, ну зачем? Зачем они убили меня... и Кая?!

Что можно было сказать в ответ? Только правду - какой бы нелепой она ни
была:

- Лексс, милый, как это ни странно, но они убили... - только не тебя и Кая,
упаси Боб, а ваши персонажи! - потому, что вы им понравились, понимаешь?

- Нет...

- Знаю, это сложно понять. Но, насколько мне самой удалось... у землян
довольно нелогичное отношение к героям и кумирам. Если предмет их восхищения
живёт долго, они, постепенно, теряют к нему интерес и, в конце концов,
совсем забывают о нём. Но если, на пике своей славы, он внезапно умрёт...
или, тем более, погибнет... а уж если его кто-нибудь убъёт! Ооо... тогда
герой становится не просто героем, и не просто кумиром - он становится
богом!
И его помнят вечно, его почитают, ему поклоняются. Вот почему земные книги
и фильмы так часто оканчиваются трагически. Читателям и зрителям не нужны
герои, которые дожили до почтенного возраста, окружив себя детьми, внуками
и правнуками - ведь это, на их взгляд, так скучно, так неромантично...
Да-да, правильно! Они убивают своих героев для того, чтобы сделать их
богами.
Поэтому, пожалуйста, выбрось это из головы! Зачем переживать из-за чуждой
выдумки, когда в реальности всё хорошо?

- Очень хорошо, - подтвердил живой корабль, - просто концовка вышла слишком
уж неожиданной - особенно для моего персонажа: вроде бы, совсем недавно он
говорил, что ещё растёт, и вдруг - на тебе! - ни с того ни с сего умер от
старости. Но... ладно! Считай, что я об этом уже забыл.

- Ну и замечательно! А мне, наоборот, кое-что вспомнилось. Как-то, несколько
лет назад, мы с тобой говорили о моей отложенной пьесе, которую я хотела
сделать близкой и нам, и землянам. Ну вот - теперь я нашла то, чего мне
так не хватало! Этот земной фильм и музыка из него! Она великолепна, да?

- Да, - согласился Лексс, - композитор потрудился на славу!



2


На следующее утро Лина отправилась к своим коллегам-"Бригадумцам" с готовой
пьесой. Её дядя - агент "Церемониймейстер" (командир элитной разведгруппы,
действующей под видом "бродячего" театра и состоящей исключительно из
Эльваильских Оборотней) - принял её, как всегда, с распростёртыми объятиями.

Младший брат Йахра, благодаря модификациям, выглядевший
гораздо моложе, чем был на самом деле, он ещё в юности объявил себя адептом
и жрецом Миктлантекутли, ацтекского бога мёртвых - так сильно запали в его
душу воспоминания обожаемого брата, вернувшегося с Земли. Правда,
сам Йахр стал последователем светозарного бога Кецалькоатля. Но разве есть
на свете младшие братья, которые хоть раз - из чувства противоречия - не
сделали бы всё наоборот? Только, в отличие от старшего брата, относившегося
к обретённой вере очень серьёзно, новоиспечённый служитель культа сильно не
напрягался. Вся его деятельность во славу мрачного божества свелась к тому,
что он соорудил себе жезл в виде человеческой руки (вроде того, с которым
изображался ацтекский повелитель подземного мира) - и слава Бобу!

При появлении старика Лина едва не рассмеялась: видимо, жезл, с которым
дядя не расставался, как дирижёр со своей палочкой, показался создателям
фильма "LEXX" настолько колоритным, что они решили сохранить этот атрибут
для своего Церемониймейстера.

- Привет, дочка! Рассказывай!

- Привет, дядечка! Да чего рассказывать? Ты и сам всё знаешь. А я на
минутку - отдать тебе кое-что: посмотри, вдруг пригодится.



3


Когда племянница ушла, пожилой Оборотень раскрыл принесённый файл...


***

Если бы на стене висел календарь...

(Пьеса в трёх действиях?..)



Действующие лица

Героиня (Девочка)
Изображение Старика
Героиня (Девушка)
"Деревянная" Гитара
Героиня (Женщина)
Виртуальный Друг


(В пьесе упоминаются земные авторы:
писатель-сказочник Андерсен;
художники братья Траугот;
композиторы Бах, Телеман и Марти Саймон;
певец, поэт и композитор Виктор Цой.)


Место действия - комната Героини. (На протяжении пьесы комната меняется до
неузнаваемости. Постоянной остаётся только одна деталь интерьера: на стене
нет календаря.)




Действие первое?..


Ночь.

Комната в стиле барокко (насколько это возможно для юного создания,
"сидящего на шее" у родителей, которые "идут в ногу со временем").

Окно задёрнуто плотными тяжёлыми шторами (потому что обитательница комнаты
не хочет оскорблять свои взоры видом замусоренного двора и безликих бетонных
"коробок").

Если бы на стене висел календарь, было бы ясно, что сейчас 1987 год.

За откидным столиком секретера сидит Героиня. Аккуратно причёсанные волосы
до плеч, белая сорочка с кружевным воротом и манжетами, светлые чулки и
тёмные узкие бриджи с широким поясом делают её похожей на примерного
мальчика из аристократического семейства.

Она срисовывает изображение пожилого мужчины из толстого сборника сказок
Андерсена с иллюстрациями братьев Траугот. Закончив, она закрывает книгу и
разглядывает рисунок, держа его в вытянутой руке. Видно, что Героиня чем-то
недовольна. Через несколько секунд её лицо просветляется и - с кажущейся
небрежностью - она добавляет рисунку несколько штрихов, в результате чего
перед стариком появляется свеча, а его - скрещенные на груди - руки
оказываются лежащими на грифе виолончели.

Девочка (назовём её так, потому что определение "девушка" не очень ей
подходит) ставит лист с изображением старика на открытую клавиатуру
фортепиано. При этом она случайно задевает рукой клавиши, которые издают
звенящий клавесинный звук (и это не удивительно - ведь недавно девочка целый
час простояла на стуле, втыкая канцелярские кнопки в бархатные
молоточки...). Пристроив рисунок, она долго - не отрываясь и почти не
мигая - смотрит на изображённого там старика, словно ведёт с ним мысленный
диалог.

(Голоса актёров за кадром озвучивают этот воображаемый разговор.

Камера скользит по комнате, время от времени задерживаясь то на портрете
дородного господина в парике и камзоле (в котором земной зритель узнаёт
Баха), то на литом подсвечнике, то на огромной потёртой книге с "ятями" и
"ижицами" на тиснёном кожаном переплёте, то на занавешенном окне, то на
Изображении Старика, то на лице Героини.

В качестве музыкального оформления звучит "Сарабанда" Георга Филиппа
Телемана.)



[Голос Старика] Какие тяжёлые занавеси... Что там, за окном?

[Голос Девочки] Не знаю. Когда окно зашторено, за ним может быть всё, что
угодно.

[Голос Старика] Значит, это не окно, а... дверь.

[Голос Девочки] Дверь?.. А куда она ведёт?

[Голос Старика] В гостиную одного старого дома. Там жил человек, который
больше всего на свете любил музыку. Он давно уже умер, но музыка осталась.
Слышишь?..

[Голос Девочки] ...Дождь моросит.

[Голос Старика] Нет. Это не дождь. Там, в полумраке гостиной, звучит
клавесин.

[Голос Девочки] Для кого?

[Голос Старика] Для нас. Какая прекрасная игра! Стаккато невесомо, словно
вздох, а ведь музыканту было столько лет!.. Много-много лет... А вот это...
Ты только послушай!..

[Голос Девочки] ...Дождь перешёл в ливень.

[Голос Старика] Нет. Это стаккато перешло в кантилену. Как она глубока и
прозрачна! И как печальна...

[Голос Девочки] Печальна оттого, что ему было одиноко в пустом доме?

[Голос Старика] Нет, он не был одинок. К нему часто приходил его друг,
старый скрипач. Ты слышишь?..

[Голос Девочки] ...Ветер. Поднялся ветер!

[Голос Старика] Нет. Это вступила скрипка. Сколько тоски в её голосе!..

[Голос Девочки] Но почему их музыка такая грустная?

[Голос Старика] Потому что скоро станет тихо-тихо...

[Голос Девочки] Уже стало... Я слышу только шелест опадающих листьев...

[Голос Старика] Это ноты соскользнули с пюпитра и рассыпались по паркетному
полу.

[Голос Девочки] А старые музыканты умерли... Значит мы больше не услышим их
музыки?

[Голос Старика] Услышим!

[Голос Девочки] Когда?

[Голос Старика] Как только ты захочешь её услышать.

[Голос Девочки] И так будет... вечно?

[Голос Старика] Так будет до тех пор, пока зашторенное окно ни перестанет
быть тайной.




Конец первого действия?..




Действие второе?..


Ночь.

Комната "в стиле рок" (насколько это возможно для разведённой молодой особы,
живущей с консервативными "предками").

Шторы на окне раздёрнуты (потому что обитательница комнаты любит смотреть на
светящиеся окна и горящие фонари).

Если бы на стене висел календарь, было бы ясно, что сейчас 1995 год.

Возле стола, превращённого из обеденного в письменный, сидит та же Героиня.
Распущенные волосы по пояс, застиранная футболка, обтрёпанные джинсы и
обилие "фенечек" делают её похожей на "голубоватого" представителя
неформальной тусовки.

Она настраивает гитару, которую трудно назвать иначе, чем "деревянная" (один
из колков сломан, и для того, чтобы его подтянуть, нужны плоскогубцы,
которые, кстати, лежат тут же на столе). Видно, что Героиня чем-то
недовольна. Через несколько секунд, потраченных на подкручивание
неповреждённых колков, её лицо просветляется.

Девушка (назовём её так, потому что определение "женщина" не очень ей
подходит) усаживается поудобней и играет то "боем", то "перебором", словно
аккомпанируя песне, которая складывается у неё в голове.

(Голос актрисы за кадром озвучивает эту воображаемую песню.

Камера скользит по комнате, время от времени задерживаясь то на фотографии
хмурого лохматого парня с раскосыми глазами (в котором земной зритель
узнаёт Виктора Цоя), то на тетрадном листе, исписанном крупным неровным
почерком, то на тёмном окне, то на сломанном колке, то на руке, перебирающей
струны "Деревянной" Гитары, то на лице Героини.

В качестве музыкального оформления звучит... тот самый "бой с перебором".)



[Пение Девушки, сопровождаемое звуками "Деревянной" Гитары]


У тебя была тяжёлая ночь -
тяжёлая ночь
из кошмаров и горького чая.
И никто не сумеет помочь,
не сумеет помочь...
А впрочем, кто его знает?
Кто его знает,
что тебе нужно для счастья?
Может быть лечь и забыться,
а может быть встать и уйти.
Но всё это было.
И было, увы, слишком часто...
Иногда потерять - это лучше,
чем что-то найти.

Ты пытаешься о многом забыть -
о многом забыть,
только боль это сделать мешает.
Ты боишься мечтать и любить,
и мечтать и любить...
А впрочем, кто его знает?
Кто его знает,
что тебе нужно для счастья?
Может быть чьё-то "будь проклят",
а может быть чьё-то "прости".
Но всё это было.
И было, увы, слишком часто...
Иногда погубить - это лучше,
чем что-то спасти.

Только чудом ты остался в живых -
остался в живых.
Что поделать? Такое бывает.
Ненавидишь себя и других,
и себя и других...
А впрочем, кто его знает?
Кто его знает,
что тебе нужно для счастья?
Может быть к солнцу подняться,
а может быть в тень уползти.
Но всё это было.
И было, увы, слишком часто...
Иногда на привале - гораздо
трудней, чем в пути.

Клевета тебе уже не страшна -
уже не страшна:
Человек ко всему привыкает.
Почему же тебе не до сна?
Почему не до сна?
А впрочем, кто его знает?
Кто его знает,
что тебе нужно для счастья?
Душу закрой на замок
или в сердце кого-то впусти.
Но всё это было.
Хоть было, пожалуй, не часто...
Иногда так не трудно
себя самого провести.

...Кто его знает,
что тебе нужно для счастья?

Кто его знает?..




Конец второго действия?..




Действие третье?..



Ночь.

Комната в стиле кибер-панк (насколько это возможно для существа "без
возраста", которое является матерью двоих детей).

Оконные занавески отсутствуют (потому что... сначала нужно покупать новые,
а потом уже отдавать родственникам старые - а не наоборот...).

Если бы на стене висел календарь, было бы ясно, что сейчас 2003 год.

Перед компьютером сидит всё та же Героиня. Волосы под колено, подколотые
пустой шариковой ручкой, одежда - то ли с чужого плеча, то ли своя, но
ставшая свободной после потери веса, и наушники, которые она надела, чтобы
никого не разбудить громкой музыкой, делают её похожей на бесполый персонаж
сериала о жизни хакеров.

Героиня бродит по интернету и общается со своим Виртуальным Другом. Видно,
что она чем-то недовольна.

Женщина (назовём её так, хотя это определение не очень ей подходит - но что
делать, если "девочкой" и "девушкой" она уже была?..) молча стучит по
клавиатуре, "рассказывая" Другу о чём-то не совсем приятном.

(За кадром не звучит никаких голосов - только щёлканье клавиш - потому что
программа, позволяющая виртуальным собеседникам разговаривать, как по
телефону - пока ещё "предмет роскоши".

Камера скользит по комнате, время от времени задерживаясь то на распечатке
космического корабля, напоминающего стрекозу без крыльев (в котором зритель
узнаёт Лексс), то на полке с компакт-дисками, то на "голом" окне,
то на пальцах, "бегающих" по клавиатуре, то на экране монитора, то на лице
Героини.

В качестве музыкального оформления - композиция Марти Саймона "Battle Of The
Universe", которую Героиня слушает через наушники.)



[Слова, отправленные Женщиной] Я хочу домой!

[Слова, полученные в ответ] Я тоже...



Её лицо просветляется.




Занавес?..





ЭПИЛОГ


...Тихой погожей ночью, готовой вот-вот перейти в ясное свежее утро, на
планете, согреваемой лучами Холодной Звезды Эльваиль,
мирно спала разноглазая красавица, способная беседовать с духами. Одна из
самых юных женщин, когда-либо носивших титул Верховной Матери Племён, она
так и вошла в историю под своим, хотя и детским, но таким выразительным и
по-волчьему сильным прозвищем - Лапа. Возле её подушки лежал, видавший виды,
плюшевый рыжий котёнок, давным-давно привезённый ею с далёкой Земли.

Девушка улыбалась: ей снились помолодевшие дедушка и бабушка, чьи
бессмертные сущности путешествовали сейчас по неведомым, прекрасным мирам.
В её сне дедушка Йахр, как обычно, в своей волчьей ипостаси, встретился со
старым другом, которого, однажды и не единожды, спас от неминуемой смерти.
А бабушка Вю-Фин, считавшая самым желанным местом во вселенной именно то,
где находился муж, скромно сидела в сторонке и умилённо смотрела на эту
встречу...


***

...Прохладным, но ясным утром, обещающим спокойный погожий день, перед
главным зданием Межгалактической Академии на Миранде стоял необычного вида
белогривый подросток, покрытый серебристо-серой шерстью и облачённый в одну
лишь набедренную повязку. Через десять минут должна была начаться его
первая лекция в качестве вольного слушателя. И он бы уже давно вошёл и занял
своё место в аудитории, если бы его внимание ни привлекла скульптурная
группа, украшающая фасад: молодой человек, судя по всему, уроженец Клона,
внимательно слушал девушку с глазами, полными вселенской мудрости. В руках у
девушки был развёрнутый чертёжный лист, нижний край которого придерживал её
собеседник.

В мраморном юноше древний житель Клона узнал бы вождя Хорамнона
Первого, начавшего Объединение племён, от которого ведётся Ур-Клонское
летоисчисление. Тот, кто жил в двадцатом-двадцать первом веках после
Объединения, принял бы его за виконта Паинора, который возглавлял экспедицию
на Южный Континент и, позже, решил исход морской битвы Востока и Запада, тем
самым объединив народы разных материков. А современник узрел бы в нём
Ника Пауэра - правящего крон-принца (или же Главного Координатора)
Ур-Клонского Галактического Королевства, при котором государство и стало
именно таким, каким привыкли видеть его молодые граждане.

Лицо девушки почти полностью закрывали развевающиеся на ветру пряди волос -
для того, чтобы при взгляде на неё не возникало никаких прямых ассоциаций,
ибо это была не реальная женщина, а сама Миранда - древнеклонская богиня
Знаний.

Мальчик-Волк уже видел это изваяние - в документальных фильмах и на
фотографиях. "Эта скульптура называется "Познание". Она символизирует
жизненное кредо каждого Ур-Клона и - в идеале - каждого гражданина
Галактического Королевства, а так же связь индивидуума с историей, -
вспомнил Акела объяснения Лины, - вот почему в мужчине угадываются
и Хорамнон Первый "Объединитель", и его потомки, которые, благодаря своему
стремлению к знаниям и умению использовать и преумножать их, сыграли
ключевые роли в жизни народов нашей Галактики".

Хорамнон и его потомки - конечно! Древняя богиня Знаний - да! Но не таков
был юный Волк, чтобы смотреть и не находить ассоциаций. Мраморная девушка
была для него не только Мирандой, но и всеми теми женщинами - мудрыми и
достойными - которых он любил и почитал. Праматерь-Женщина Вю-Фин и его
собственная мать-Оборотыня, которая была ему знакома лишь по рассказам отца,
так как покинула этот мир, когда они с сестрёнкой-Волчицей Ракшей были ещё
слепыми крохами; его бабушка Вю-Фин Вторая - ушедшая в иные дали
правительница Эльваильского Королевства, и его тётя Лина, которая стала ему
второй матерью, и которую он знал только с этой стороны, хотя у неё была
и другая, удивительная и увлекательная, жизнь; а так же его двоюродные
сёстры, - девочки с забавными прозвищами, - Лапа и Мышка, одна из которых
недавно приняла бразды правления из рук бабушки, а другая должна была стать
Ур-Клонским Вампиром - одним из тех элитных офицеров, чью чёрную крылатую
форму с серебристым значком в виде клыкастой челюсти мечтала носить
бОльшая половина ребятишек планеты Клон.

А потом видения всех этих замечательных женщин (включая саму Миранду)
и достославных мужчин (вместе с тем древним богом, который, - мальчик
в этом не сомневался! - был отцом великого вождя Хорамнона) слились для
него в два человеческих образа, особенно дорогих его сердцу. "Тётя Лина,
дядя Ник, я буду очень стараться, честное слово!" - подумал Акела, глядя
на скульптуру. И, преисполненный самых светлых надежд и ожиданий,
переступил порог Академии...


***

...Где-то в пространстве и во времени странница, величавая и скромная
одновременно, сидела на большом придорожном камне и, с умилением во взоре,
наблюдала за встречей любимого мужа-Оборотня со старым другом,
который был обязан ему жизнью. Друг, простоватый юноша в пышных одеждах - не
в силах сдержать чувств и не стесняясь присутствовавшей при этом женщины -
рыдал, уткнувшись в косматое плечо своего спасителя:

- Волк... Волк... я ведь думал, что больше никогда тебя не увижу!..

А Серый Волк, ласково гладя когтистой лапой русые волосы царевича,
растроганно шептал:

- Ну полно, Ванюша, полно... не плачь...


В раздел
На главную

Hosted by uCoz