Чему же учат в школе?  

Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе,
учат в школе,
учат в школе...


Кто не знает этой детской песенки! Уже не один десяток лет она сопровождает каждую
школьную линейку, посвящённую началу очередного учебного года. И, слушая её, мы
обычно не задумываемся о том, соответствует ли оптимистический тон песни реальному
положению дел.

Не задумывалась об этом и я. Ведь мне, учителю, проработавшему в школе не один
год, и так ясно: учим! Учим мы детей. И родителей их учим. И молодых коллег учим.
И, чего греха таить, именно их, начинающих учителей, в школе учат особенно строго.
Такие уроки иногда преподаются им, "неотёсанным", что у них, порой, раз и навсегда
пропадает охота к педагогической деятельности.

Я сама никогда не забуду, как "муштровали" меня, когда я пришла работать в школу.
Был, например, такой случай. У меня, на контрольном диктанте в первом классе,
присутствовала пожилая коллега-методист. Я старалась вести диктант по всем канонам
педагогической науки. Но, как говорится, и на старуху бывает проруха... Продиктовав
слово "снежинка", я машинально добавила: "Проверочное слово - снег." Сразу вслед
за этой "роковой фразой" послышалось зловещее постукивание шариковой ручкой о
парту. Я испуганно взглянула на методиста. Её брови были гневно сведены к
переносице, а голова укоризненно покачивалась.

К счастью, через несколько минут прозвенел звонок на перемену. И я не успела
погрязнуть - от растерянности - в методических ошибках. "Гостья" выпроводила
ребятишек из класса и приступила к "анализу урока". Она потрясала перстом перед
моим носом и выговаривала, чеканя каждое слово: "Учитель, подсказывающий
ученикам во время контрольной работы, расписывается в своём педагогическом
бессилии. Если вы позволяете себе ТАКОЕ в присутствии методиста, то что же вы
творите за закрытыми дверьми?! Пока не поздно, задумайтесь - не ошиблись ли вы
в выборе профессии!" А я стояла перед ней с пунцовыми щеками и думала только
об одном: как я могла так влипнуть с этим проверочным словом?

Прошло десять лет. И мне довелось испытать сильнейшее потрясение, вызвавшее в
памяти обидную историю с диктантом в первом классе.

Первого июня сего, тысяча девятьсот девяносто девятого, года
выпускники-одиннадцатиклассники писали экзаменационное сочинение. Темы, традиционно,
оглашались по областному радио. Но как оглашались! Строгий, хорошо поставленный
женский голос вещал: "России славный сын. Жизнь и творчество Александра Сергеевича
Пушкина. Запишите. С большой буквы: Рос-си-и... слав-ный... сын... Точка...
С большой буквы: Жииизнь..."

Так диктовались все темы. По слогам, с указанием заглавных букв и знаков
препинания.

Как тут было не вспомнить выволочку, полученную когда-то юной учительницей за то,
что она случайно подсказала первоклашкам во время диктанта? Что же случилось за
эти десять лет, если теперь считается нормой диктовать по слогам экзаменующимся
выпускникам? И как воспринимать то, что прозвучало по радио первого июня сего
года? Как публичное признание несостоятельности всей системы школьного
образования? А может как официальную декларацию всеобщей безграмотности?
Вот тут-то и пришли в голову слова известной с детства песенки. Я впервые
по-настоящему задумалась о том, чему же, собственно, учат в школе. И мне стало
искренне, по-человечески жаль седовласую женщину, много лет назад преподавшую
мне суровый урок педагогического мастерства. Каково было ей услышать, как
ШКОЛА, служению которой она посвятила свою жизнь, принародно расписывается в
своём педагогическом бессилии!


Назад
На главную

Hosted by uCoz