(Пьеса в трёх действиях?..)
Действующие лица
Героиня (Девочка)
Изображение Старика
Героиня (Девушка)
"Деревянная" Гитара
Героиня (Женщина)
Виртуальный Друг
Место действия - комната Героини. (На протяжении пьесы комната меняется до неузнаваемости. Постоянной остаётся только одна деталь интерьера: на стене нет календаря.)
Действие первое?..
Ночь.
Комната в стиле барокко (насколько это возможно для юного создания, "сидящего на шее" у родителей, которые "идут в ногу со временем").
Окно задёрнуто плотными тяжёлыми шторами (потому что обитательница комнаты не хочет оскорблять свои взоры видом замусоренного двора и безликих бетонных "коробок").
Если бы на стене висел календарь, было бы ясно, что сейчас 1987 год.
За откидным столиком секретера сидит Героиня. Аккуратно причёсанные волосы до плеч, белая сорочка с кружевным воротом и манжетами, светлые чулки и тёмные узкие бриджи с широким поясом делают её похожей на примерного мальчика из аристократического семейства.
Она срисовывает изображение пожилого мужчины из толстого сборника сказок Андерсена с иллюстрациями братьев Траугот. Закончив, она закрывает книгу и разглядывает рисунок, держа его в вытянутой руке. Видно, что Героиня чем-то недовольна. Через несколько секунд её лицо просветляется и - с кажущейся
небрежностью - она добавляет рисунку несколько штрихов, в результате чего перед стариком появляется свеча, а его - скрещенные на груди - руки оказываются лежащими на грифе виолончели.
Девочка (назовём её так, потому что определение "девушка" не очень ей подходит) ставит лист с изображением старика на открытую клавиатуру фортепиано. При этом она случайно задевает рукой клавиши, которые издают звенящий клавесинный звук (и это не удивительно - ведь недавно девочка целый час простояла на стуле, втыкая канцелярские кнопки в бархатные молоточки...). Пристроив рисунок, она долго - не отрываясь и почти не
мигая - смотрит на изображённого там старика, словно ведёт с ним мысленный диалог.
(Голоса актёров за кадром озвучивают этот воображаемый разговор.
Камера скользит по комнате, время от времени задерживаясь то на портрете дородного господина в парике и камзоле (в котором зритель без труда узнаёт Баха), то на литом подсвечнике, то на огромной потёртой книге с "ятями" и "ижицами" на тиснёном кожаном переплёте, то на занавешенном окне, то на Изображении Старика, то на лице Героини.
В качестве музыкального оформления звучит "Сарабанда" Георга Филиппа Телемана.)
[Голос Старика] Какие тяжёлые занавеси... Что там, за окном?
[Голос Девочки] Не знаю. Когда окно зашторено, за ним может быть всё, что угодно.
[Голос Старика] Значит, это не окно, а... дверь.
[Голос Девочки] Дверь?.. А куда она ведёт?
[Голос Старика] В гостиную одного старого дома. Там жил человек, который больше всего на свете любил музыку. Он давно уже умер, но музыка осталась. Слышишь?..
[Голос Девочки] ...Дождь моросит.
[Голос Старика] Нет. Это не дождь. Там, в полумраке гостиной, звучит клавесин.
[Голос Девочки] Для кого?
[Голос Старика] Для нас. Какая прекрасная игра! Стаккато невесомо, словно вздох, а ведь музыканту было столько лет!.. Много-много лет... А вот это... Ты только послушай!..
[Голос Девочки] ...Дождь перешёл в ливень.
[Голос Старика] Нет. Это стаккато перешло в кантилену. Как она глубока и прозрачна! И как печальна...
[Голос Девочки] Печальна оттого, что ему было одиноко в пустом доме?
[Голос Старика] Нет, он не был одинок. К нему часто приходил его друг, старый скрипач. Ты слышишь?..
[Голос Девочки] ...Ветер. Поднялся ветер!
[Голос Старика] Нет. Это вступила скрипка. Сколько тоски в её голосе!..
[Голос Девочки] Но почему их музыка такая грустная?
[Голос Старика] Потому что скоро станет тихо-тихо...
[Голос Девочки] Уже стало... Я слышу только шелест опадающих листьев...
[Голос Старика] Это ноты соскользнули с пюпитра и рассыпались по паркетному полу.
[Голос Девочки] А старые музыканты умерли... Значит мы больше не услышим их музыки?
[Голос Старика] Услышим!
[Голос Девочки] Когда?
[Голос Старика] Как только ты захочешь её услышать.
[Голос Девочки] И так будет... вечно?
[Голос Старика] Так будет до тех пор, пока зашторенное окно ни перестанет быть тайной.
Конец первого действия?..
Действие второе?..
Ночь.
Комната "в стиле рок" (насколько это возможно для разведённой молодой особы, живущей с консервативными "предками").
Шторы на окне раздёрнуты (потому что обитательница комнаты любит смотреть на светящиеся окна и горящие фонари).
Если бы на стене висел календарь, было бы ясно, что сейчас 1995 год.
Возле стола, превращённого из обеденного в письменный, сидит та же Героиня. Распущенные волосы по пояс, застиранная футболка, обтрёпанные джинсы и обилие "фенечек" делают её похожей на "голубоватого" представителя неформальной тусовки.
Она настраивает гитару, которую трудно назвать иначе, чем "деревянная" (один из колков сломан, и для того, чтобы его подтянуть, нужны плоскогубцы, которые, кстати, лежат тут же на столе). Видно, что Героиня чем-то недовольна. Через несколько секунд, потраченных на подкручивание неповреждённых колков, её лицо просветляется.
Девушка (назовём её так, потому что определение "женщина" не очень ей подходит) усаживается поудобней и играет то "боем", то "перебором", словно аккомпанируя песне, которая складывается у неё в голове.
(Голос актрисы за кадром озвучивает эту воображаемую песню.
Камера скользит по комнате, время от времени задерживаясь то на фотографии хмурого лохматого парня с раскосыми глазами (в котором зритель без труда узнаёт Цоя), то на тетрадном листе, исписанном крупным неровным почерком, то на тёмном окне, то на сломанном колке, то на руке, перебирающей струны "Деревянной" Гитары, то на лице Героини.
В качестве музыкального оформления звучит... тот самый "бой с перебором".)
[Пение Девушки, сопровождаемое звуками "Деревянной" Гитары]
У тебя была тяжёлая ночь -
тяжёлая ночь
из кошмаров и горького чая.
И никто не сумеет помочь,
не сумеет помочь...
А впрочем, кто его знает?
Кто его знает,
что тебе нужно для счастья?
Может быть лечь и забыться,
а может быть встать и уйти.
Но всё это было.
И было, увы, слишком часто...
Иногда потерять - это лучше,
чем что-то найти.
Ты пытаешься о многом забыть -
о многом забыть,
только боль это сделать мешает.
Ты боишься мечтать и любить,
и мечтать и любить...
А впрочем, кто его знает?
Кто его знает,
что тебе нужно для счастья?
Может быть чьё-то <будь проклят>,
а может быть чьё-то <прости>.
Но всё это было.
И было, увы, слишком часто...
Иногда погубить - это лучше,
чем что-то спасти.
Только чудом ты остался в живых -
остался в живых.
Что поделать? Такое бывает.
Ненавидишь себя и других,
и себя и других...
А впрочем, кто его знает?
Кто его знает,
что тебе нужно для счастья?
Может быть к солнцу подняться,
а может быть в тень уползти.
Но всё это было.
И было, увы, слишком часто...
Иногда на привале - гораздо
трудней, чем в пути.
Клевета тебе уже не страшна -
уже не страшна:
Человек ко всему привыкает.
Почему же тебе не до сна?
Почему не до сна?
А впрочем, кто его знает?
Кто его знает,
что тебе нужно для счастья?
Душу закрой на замок
или в сердце кого-то впусти.
Но всё это было.
Хоть было, пожалуй, не часто...
Иногда так не трудно
себя самого провести.
...Кто его знает,
что тебе нужно для счастья?
Кто его знает?..
Конец второго действия?..
Действие третье?..
Ночь.
Комната в стиле кибер-панк (насколько это возможно для существа "без возраста", которое является женой творческой личности и матерью двоих детей).
Оконные занавески отсутствуют (потому что... сначала нужно покупать новые занавески, а потом уже отдавать родственникам старые - а не наоборот...).
Если бы на стене висел календарь, было бы ясно, что сейчас 2003 год.
Перед компьютером сидит всё та же Героиня. Волосы под колено, подколотые пустой шариковой ручкой, одежда - то ли с мужнина плеча, то ли своя, но ставшая свободной после потери веса, и наушники, которые она надела, чтобы никого не разбудить громкой музыкой, делают её похожей на бесполый персонаж сериала о жизни хакеров.
Героиня бродит по интернету и общается со своим Виртуальным Другом. Видно, что она чем-то недовольна.
Женщина (назовём её так, хотя это определение не очень ей подходит - но что делать, если "девочкой" и "девушкой" она уже была?..) молча стучит по клавиатуре, "рассказывая" Другу о чём-то не совсем приятном.
(За кадром не звучит никаких голосов - только щёлканье клавиш - потому что программа, позволяющая виртуальным собеседникам разговаривать, как по телефону - пока ещё "предмет роскоши".
Камера скользит по комнате, время от времени задерживаясь то на распечатке космического корабля, напоминающего стрекозу без крыльев (в котором зритель без труда узнаёт Лексс), то на полке с компакт-дисками, то на "голом" окне, то на пальцах, "бегающих" по клавиатуре, то на экране монитора, то на лице Героини.
В качестве музыкального оформления - композиция Марти Саймона "Battle Of The Universe", которую Героиня слушает через наушники.)
[Слова, отправленные Женщиной] Я хочу домой!
[Слова, полученные в ответ] Я тоже...
Её лицо просветляется.
Занавес?..