"Пять баллов по открытой вверх шкале Рихтера"

(немного об альбоме "Funf Auf der Nach Oben Offenen Richterskala",
выпущенном Бликсой Баргельдом и его группой "Einsturzende Neubauten"
в 1987 году)
 


Это не попытка написать обзорную статью на альбом "Funf Auf der Nach Oben Offenen Richterskala", выпущенный Бликсой Баргельдом и его группой "Einsturzende Neubauten" в далёком уже 1987 году - думаю, таких статей достаточно и без меня. И не попытка какого бы то ни было переосмысления - то, что принято безоговорочно, в переосмыслении не нуждается... А если и нуждается, то не так скоро.

Сейчас мне хочется только одного - выразить своё восхищение той стремительной музыкально-поэтической эволюцией, которую явил Бликса Баргельд в начале своего творческого пути.

Далеко ли был тогда восьмидесятый год, когда, - совсем ещё ребёнок, - Бликса, буквально, орал, что Б-г на душу положит, и не столько под гитару, сколько под грохот кирпича по железной бочке?.. Но, Г-споди, сколько же было положено Тобой на ту душу, что, казалось, едва держится в до странности измождённом теле этого уличного мальчика из благополучной семьи?! Ведь проходит всего каких-то семь лет (точней, даже шесть - потому что альбом ещё нужно было записать, сочинив для него песни!) - и вот уже Бликса (повзрослевший и окрепший, но всё ещё тоненький и девически хрупкий), под своеобразно изысканную музыку, непринуждённо играет словами и рифмами, демонстрируя при этом потрясающий певческий диапазон, сдобренный весьма необычными вокально-акустическими эффектами...

Конечно, это случилось не вдруг: в "позапрошлом", 1985 году, уже вышел головокружительный альбом "Halber Mensch". А на нём - уводящая "Seele Brennt", словно сбежавшая именно из этого альбома - из "Funf Auf der Nach Oben Offenen Richterskala"... И пронзительно-прекрасный "Letztes Biest Am Himmel", так и просящийся уже в следующий альбом - в "Haus der Luge", который выйдет ещё только в тысяча девятьсот восемьдесят девятом.

И это - всего лишь через два года после жестокого творческого кризиса, который настиг совсем ещё молоденького Бликсу во время записи альбома "Zeichnungen Des Patienten O. T." в тысяча девятьсот восемьдесят третьем. Именно тогда он, всегда работавший без репетиций и на чистой импровизации, почувствовал, что обычная для него "техника открывания рта и ожидания, что оттуда что-нибудь выйдет" перестала оправдывать себя. Но гений, - пусть даже совсем юный, - на то и гений, чтобы преодолеть кризис и с триумфом выйти на новый уровень. Доказательство тому - разрывающая душу "Аrmenia", увенчавшая рождённый в муках альбом "Zeichnungen Des Patienten O. T.". Настолько, в своём роде, совершенная, что даже тридцать и больше лет спустя седой уже Бликса Баргельд не считает зазорным её исполнять, - пусть и в гораздо менее радикальном варианте.

Однако, сам Бликса, ко времени выхода "...Richterskala" уже не первый год совмещавший работу со своими "Новостройками" и участие в группе Ника Кейва "Nick Cave & The Bad Seeds", объясняет такой стремительный творческий рост тем, что у него была возможность наблюдать за работой настоящего автора песен - Ника Кейва (которого он считает "видимо, величайшим песенным автором столетия"): "Я думаю, что мы извлекли взаимную пользу из того факта, что я присоединился к этой группе с иным подходом. Работая с ними, я увидел, что значит быть нормальным автором песен. Как работать над песней, - что прежде мне было неясно. С ними я это понял: даже не столько с Ником Кейвом, как с отдельным человеком, сколько работая вместе с группой". (И как, после этого, не поверить человеку, назвавшему Бликсу абсолютно честным и удивительно скромным?..)

Но - к альбому! Я не музыкальный критик. Я всего лишь ценитель творчества Бликсы Баргельда, говорящий о себе, как о страстном фанате. Поэтому - просто признаюсь: альбом "Funf Auf der Nach Oben Offenen Richterskala" всколыхнул тот пласт моей памяти, который относится ко времени от 1987 года до года 1997. Когда, собственно, Бликса Баргельд выпустил свои "Пять баллов по открытой вверх шкале Рихтера" и когда я, будучи активным автором-исполнителем того же возраста, что и тогдашний Бликса, рисовала весьма похожие "картины" весьма похожими "красками".

"...Я буду играть для человека, который думает так же, как я, и тем самым укреплю его в его убеждениях, покажу ему, что он не одинок..," - скажет Бликса Баргельд несколько лет спустя после выхода "...Richterskala"... И мне нравится думать, что так оно и есть.

Hosted by uCoz