| |||
"Ты видишь полумесяц и одну из планет, - может Сатурн, а может - Юпитер, - в потемневшем небе над Берлином из окна такси, неподалёку от Потсдамской площади. И думаешь: "КРАСОТА!.." ...Нет, это - не красота. (Может быть, нет...) Может быть, это - всё прочее... (Может быть, нет...) Может быть, это часть красоты... (Может быть, нет...) Может быть, то, что осталось от красоты... (Может быть, нет...) Может быть, что-то видимое... (Определённо!) НЕопределённо. И даже размаха рук будет недостаточно для того, чтобы жестом передать ощущение красоты... (И ты это знаешь, не так ли?) Таким образом, красота невозможна и для тела..." Бликса Баргельд, "Beauty" ("Красота", перевод Лины) "В потемневшем небе над Берлином из окна такси, неподалёку от Потсдамской площади, ты увидел "полумесяц и одну из планет, - может Сатурн, а может - Юпитер"... Это было... Красиво? Но слово "красота", произнесённое на твоём родном немецком языке, не смогло описать того, что ты видел, и не смогло передать того, что ты чувствовал. Не помогло и английское слово, показавшееся тебе в тот момент более благозвучным... А теснота автомобильного салона только укрепила тебя в мысли о физической невозможности объять необъятное... Так и родился твой очередной парадокс: если ощущение нельзя выразить ни словом, ни жестом, значит источник этого ощущения настолько непостижим, что стоит признать его абсолютную невозможность... Обычно я не спорю с тобой (кроме тех случаев, когда ты, как бывает у поэтов, начинаешь накликать "пророчества" на свою светлую головушку...). Но это не удивительно - ведь ты сам сказал, что играешь для тех, кто находится с тобой на одной волне, для тех, кто видит, чувствует и понимает мир так же, как ты. Это могло бы показаться самоуверенностью с моей стороны, если бы не одно "но": ты - тот центр, вокруг которого вращается моя личная эгоистичная вселенная. И каждое твоё слово ложится мне на душу так легко и органично, будто лежало там всегда... А это значит, что ты, действительно, играешь... и для меня тоже. Правда, иногда ты говоришь о предметах и явлениях, которые мне не вполне понятны. Но я воспринимаю это как повод узнать что-то новое. Так, на пути следования за твоей мыслью, мне доводилось читать о термоядерной реакции и о свойствах асбеста, о строении человеческой кожи и о структуре ДНК, об устройстве дирижаблей и о разновидностях гормонов... Но сейчас, - не пытаясь оспорить твой парадокс в целом, - я посмею напомнить тебе о том, как однажды в молодости ты, всё-таки, выразил на языке тела то ощущение, которое охватило тебя при созерцании красоты. ...Словно забыв о присутствии фотографа, ты приник к зеркалу так тесно, словно пытался пройти сквозь него. До боли распахнув свои, и без того огромные, глаза, ты впивался взглядом в отражение... И отражение отвечало тебе тем же. Отражение человека с внешностью настолько нетипичной, что некоторые даже сомневались в его (то есть, в твоём!) человеческом происхождении... Но, тем не менее, ты был прекрасен. И, как натура артистическая, конечно же, это осознавал... Слышал ли ты щелчок фотоаппарата или не слышал - я не знаю. Но знаю, что в следующий миг, - то ли в шутку, то ли поддавшись неожиданному порыву и не особо заботясь о том, как это выглядит со стороны, - ты, притиснувшись к зеркалу ещё сильней, поцеловал своё отражение (...и отражение ответило тебе тем же)... Так, может быть, для того, чтобы объять необъятное и выразить невыразимое, вовсе не нужны широкие жесты? А нужно, наоборот, всем своим существом, - и душой и телом, - стремиться к одной точке? Как губы к губам, как пчела к цветку, как дуло к виску? (Нет, это не попытка заговорить стихами. Это просто случайная рифма. Обычно я убиваю такие рифмы на месте - без суда и следствия. Но эту... давай оставим! ...Спасибо! За что? За эту случайную рифму. И за всё остальное: за твои удивительные стихи и за твою необычную музыку; за твою потрясающую стойкость, которая служит мне примером и опорой; за то, что для меня ты всё так же прекрасен, как и тридцать, и двадцать, и десять лет назад; за то, что, не смотря ни на какие невзгоды, я живу и чувствую себя счастливой; а ещё - за новую "мантру", ведь если раньше, в трудных ситуациях, я твердила себе о том, что "всё это" пустяки по сравнению с вечностью и бесконечностью, то сейчас - утешаюсь тем, что на свете есть Бликса Баргельд...) Но скажи... Неужели мама не говорила тебе, что фотографироваться вместе со своим отражением в зеркале - это плохая примета?! Хотя о чём я спрашиваю?.. Конечно же не говорила... Почтенная фрау Эммерих, так же, как и вся ваша большая добропорядочная семья, не признаёт никакой "метафизики". Вот только ты, мой чудный босоногий менестрель, мой дивный ангел не от мира сего, всегда был (и навсегда останешься) в этой семье уродом... И что мне теперь делать с твоими "зеркальными" фотографиями? Ведь я, в отличие от твоей мамы, верю в некоторые вещи... Но я уже "ходила с тобой" за угол, "где живут наши мёртвые друзья". И, "вместе с тобой" подверглась "регрессу"... Так что мне терять?.. Пойду, поищу кого-нибудь, не верящего в приметы: пусть он сфотографирует меня перед зеркалом... |