Опыт, сын почти недельного простудного заболевания  

(Описание перформанса, выполненное с целью, с одной стороны, слегка наехать
на какие-то неопределенные ввиду незнания терминологии, но раздражающие
тенденции в современной искусстве, с другой стороны, показать владение
определенными языковыми приемами, и с третьей, наконец, стороны, если третья
сторона вообще бывает, создать нечто смешное, то есть, по примитивно
осмысленной концепции З. Фрейда, несоответствующее нашим представлением о
мире в целом (и о перформансе в частности)


Узкое пространство между рядами стульев для зрителей ни в коей мере не
должно было символизировать сцену, потому что, во-первых, действо
представляло собой не театральный спектакль, а перформанс, а во-вторых,
организаторы перформанса не хотели, чтобы оно символизировало сцену. Зато
они хотели, чтобы участники и зрители перформанса слились в эстетическом
экстазе и чтобы никаких барьеров вроде рампы между ними не было, но
стеснялись заявить об этом не то что в программках или пресс-релизе, но даже
и друг другу, поскольку это очень банальная идея.

Итак, на узкое пространство, которое совсем не было сценой, вышла дама в
платье под девятнадцатый век, но с увеличенным декольте, в котором
покачивался ничем не стесненный и объективно некрасивый бюст.
- Моя задача - продемонстрировать сочетание несочетаемого, - сев на пол и
стараясь не заслонять от зрителей грудь, объявила дама. - Видя женщину в
подобном платье, мы сразу же вспоминаем Чехова, Достоевского, на худой
конец - Островского, вместе со всеми экранизациями и лаской плюшевого пледа.
Однако перечисленные ассоциации входят в противоречие с голыми сиськами -
обратите внимание, для большего контраста и некоторого эпатажа я употребила
вульгарный словесный оборот. Также я должна произвести негативное
впечатление на зрителей старшего поколения - заметив это, зрители среднего и
младшего поколения по причине известного конфликта сразу же проникнутся
уважением к раскрепощенным во всех отношениях авторам перформанса. И,
наконец, мне просто хотелось публично оголиться, поскольку я ввиду своей
принадлежности к старшему поколению никогда раньше этого не делала.
Признаюсь, что я не испытываю от этого особенно сильного сексуального
возбуждения и не надеюсь понравиться присутствующим мужчинам, чего мне
неосознанно, конечно, очень хотелось бы.

Из затемненного угла с рычанием выскочил молодой человек в трусах для
сумоистов и с грохотом упал на пол.
- Мое падение не входит в художественный замысел перформанса, - сообщил он,
поднимаясь. - Я споткнулся о ножку стула и ушиб колено, так что, возможно, я
буду хромать, что тоже не входит в художественный замысел.

Затем молодой человек возобновил рычание и прыгнул на даму, обхватив ее
ногами за талию и пытаясь укусить за грудь. При этом рычание перешло в
нечленораздельные вопли. Дама ритмично, но несильно била молодого человека
кулаком по затылку. Потом они немного попрыгали на коленях по пространству,
которое не символизировало сцену.

- Наши действия, как вам уже понятно, несут в себе месседж с многочисленными
подтекстами, - тяжело дыша, сказал молодой человек. - Во-первых, они создают
определенную энергетику, то есть, проще говоря, от наших хаотичных и бурных
телодвижений у вас возникает подсознательное желание совершать такие же,
здесь срабатывает тот же психологический механизм, который заставляет вас
откашливаться, если кто-то рядом говорит сиплым голосом. Однако из чувства
элементарного приличия, от которого не в силах избавиться ни один из вас,
поскольку вы все-таки находитесь в обществе, совершать эти телодвижения вы
не будете. Хотя, возможно, после моего пояснения о приличиях некоторые из
вас все же последуют нашему примеру, желая выразить свой социальный протест.
Так или иначе, наши действия создают определенное психологическое
напряжение. Кроме того, они, конечно, являются сублимацией полового акта.
Мысли о половом акте посещают любого уравновешенного человека уже тогда,
когда он видит, как говорится, ступку и пестик. Если же на его глазах лица
противоположного пола обнимают друг друга ногами и совершают поступательные
движения, он уже готов признаться самому себе в этих мыслях и, более того,
озвучить их на ухо соседу. Самым глубинным подтекстом данного месседжа
является тема Эдипова комплекса. Возможно, такое толкование покажется вам,
напротив, лежащим на поверхности, это зависит от индивидуального хода ваших
умозаключений. Однако авторы перформанса считают, что сцена с молодым
человеком, бросающимся на женщину старшего возраста и кусающим ее за грудь,
должна лишь в самой своей глубине указывать на Эдипов комплекс. И, наконец,
кусание груди, символа материнства, источника жизни, должно обозначать
известные отношения любви-ненависти между рождающим и рождаемым, и
напоминать о том, что то, что дает нам жизнь, одновременно толкает нас и к
смерти. Возможно, в моих криках вы уловили нецензурные ругательства, но их
там не было.

Молодой человек отпустил даму, снова закричал и стал биться головой об пол,
стоя на четвереньках и подпрыгивая.
- Эти действия, конечно, ассоциируются у вас с буйным помешательством, -
заметила дама, поправляя прическу. - Собственно, это единственная
ассоциация, которую стремились вызвать у вас авторы перформанса. Однако
многие люди имеют привычку, видя чье-либо неадекватное поведение, искать в
этом скрытый смысл. Здесь скрытый смысл не заложен, но мы будем очень рады,
если кто-то из вас или из критиков, которые, несомненно, не обойдут
вниманием наш перформанс ввиду его алогичности и видимой бессвязности, все
же придумает его. Кстати, бессвязность нашего перформанса является не только
видимой, но и объективно существующей.

- Трусы сумоиста, надетые на меня - обратите внимание, я употребил
правильную форму этого причастия, что указывает на интеллигентность и
грамотность авторов перформанса - сами по себе не несут никакой символики. Я
просто должен быть максимально обнажен. Конечно, я мог бы использовать
плавки, женские кружевные трусики или мужские стринги, но это выглядело бы
чересчур обычно, - продолжая биться головой об пол, сказал молодой
человек. - Многие из вас испытывают неприятные ощущения, глядя на меня,
поскольку полагают, что я причиняю себе боль. Это является основной целью
моих действий, но должен сказать, что на самом деле мне не больно и я
прикасаюсь головой к полу очень осторожно, хотя произвожу при этом громкий
стук.

На несимволизировавшее сцену пространство неслышными шагами вышел пожилой
мужчина в темном фраке и звучным баритоном объявил:
- Так как ваше внимание было занято молодым человеком, бьющимся головой об
пол, мало кто из вас заметил мое появление, и я специально вошел тихо, а
заговорил очень громко, чтобы вы вздрогнули. Однако я должен не усилить
психологическое напряжение, которое вызывали у вас другие участники
перформанса, а напротив - умиротворить вас своими действиями и словами.
Мужчина во фраке и с хорошо поставленным голосом конферансье - обратите
внимание на звуковую перекличку <перформанс - конферансье> - производит
впечатление солидности и спокойствия. Кроме того, мое лицо благообразно. И,
наконец, я примиряю образовавшийся абстрактный конфликт поколений и полов. Я
мужчина - но старшего возраста и веду себя относительно спокойно, так что я
имею много общего с обоими участниками и в какой-то мере объединяю их. Мое
относительно спокойное поведение объясняется тем, что неадекватно ведущий
себя человек во фраке является комическим персонажем, многократно
использованным в театральных постановках и литературных произведениях, а мы
хотели бы избежать и аналогий, и обвинений в банальности. Итак, я оказываю
на вас успокаивающее воздействие и постепенно понижаю голос, разряжая
психологическую обстановку и подводя вас к мысли, что перформанс
заканчивается. Спасибо за внимание.

Зрители торопливо поаплодировали и начали вставать со стульев. Им еще нужно
было успеть разделиться на восторженных эстетов (около 40 процентов
аудитории, включая тех, кто ничего не понял и восторг симулирует),
равнодушных (чуть больше 40 процентов, включая тех, кто испытал от зрелища
негативные эмоции, но отказывается считать их достаточно сильными) и
непонятливое упрямое быдло (оставшаяся небольшая часть аудитории, так как
лица, позиционирующие себя как непонятливое упрямое быдло, редко и в
основном под чужим влиянием ходят смотреть перформансы).

Логический финал


Назад
На главную

Hosted by uCoz